Требования к обучающей программе «Системно-феноменологическая терапия, консультирование и семейные расстановки» и условия сертификации выпускников
Обучающая программа состоит из трёх ступеней: две ступени базовой программы, одна ступень повышения квалификации.
В соответствии со стандартами, базовая программа по семейно-феноменологической терапии, консультированию и расстановкам состоит из двух ступеней, что в общей сложности составляет:
• 3 теоретических модуля первой ступени и 5 теоретических модулей второй ступени;
• 16 групп практики, по две практики (по 8 часов) после каждого теоретического модуля;
• личная терапия: 4 личных расстановок (2 на первой ступени и 2 — на второй);
• участие в интервизионных группах;
• итоговая выпускная работа (40 часов);
• сертификационная супервизия (40 часов);
• общее количество часов теории и практики составляет минимум 420 часов.
Модуль – это трёхдневный обучающий семинар, который проводится сертифицированным обучающим терапевтом или тренером.
Группа практики — восьмичасовая работа в малых группах (от 5-ти до 8-ми человек), на которой студенты отрабатывают полученные навыки тематического семинара.
Группа практики проводится сертифицированным опытным расстановщиком.
Интервизионная группа — группа практики, самостоятельно организованная учащимися для отработки навыков ведения расстановок, полученных в процессе обучения.
Личные расстановки проводятся у сертифицированного расстановщика. Две расстановки во время обучения на 1-й ступени и Две расстановки на 2-й ступени обучающей программы.
Темы обязательных личных расстановок:
- Нынешняя семья
- Родительская семья
- Я и материнская часть рода
- Я и отцовская часть рода
Выполнение данного пункта является обязательным условием для допуска ко второй ступени.
Супервизии
Итоговая выпускная работа — демонстрационная работа выпускника в качестве расстановщика — является допуском к сертификационной супервизии.
Сертификационная супервизия — выпускник, выполнивший все стандарты обучения, сдаёт сертификационную супервизию и получает свидетельство в области системно-феноменологической терапии, консультирования и системных расстановок. Ему присваивается квалификация «Специалист», если он имеет базовое высшее образование в области психологии, медицины, педагогики и социальной работы или «Стажёр второй квалификации», если такового не имеет с внесением в списки сертифицированных расстановщиков Украины.
На территории Украины Украинская Ассоциация Системных Расстановок признаёт квалификацию обучающих терапевтов и супервизоров в лице следующих специалистов:
- кпн Светозарова Светлана (Киев/Запорожье) — обучающий терапевт и супервизор УАСР;
- Крахмалюк Геннадий (Ровно) — тренер-преподаватель СФТК и расстановкам
Согласно стандартам УАСР, семинары первой ступени может проводить один преподаватель, семинары второй ступени проводятся не менее чем тремя тренерами. В общей сложности в базовом курсе образовательной программы по СФТК и расстановкам должны участвовать три сертифицированных преподавателя Украины или иностранных государств, имеющие соответствующую квалификацию в своих странах.
I СТУПЕНЬ (модули 1-3)
Общедоступная, ознакомительная, дающая основы семейной расстановки по методу Берта Хеллингера, состоит из трёх модулей и шести групп практик. После её прохождения, если учащийся является дипломированным психологом, врачом, педагогом или социальным работником, учащийся может использовать полученные знания и расстановочные упражнения в своей консультационной деятельности, тренингах и семинарах.
Если учащийся не имеет соответствующего профильного образования, он может использовать полученные знания в работе в смежных областях, не имеющих отношения к психотерапии (бизнесе, менеджменте, политике…)
После окончания первой ступени, учащемуся присваивается квалификация «Стажёр первой категории».
II СТУПЕНЬ (модули 4-8)
Включает в себя основы теории и практики системно-феноменологической терапии, консультирования и расстановок. Состоит из 5 модулей и 10 групп практики (по 8 часов каждая).
По окончанию второй ступени выпускник сдаёт итоговую работу и проходит сертификационную супервизию с присвоением квалификации «Специалист СФТК и СР», если учащийся является дипломированным психологом, врачом, педагогом или социальным работником.
Если учащийся не имеет соответствующего профильного образования, он получает квалификацию «Стажёр второй категории».
III СТУПЕНЬ. Повышение квалификации (специализация)
Включает по 6 модулей и по 24 часа групп практики после каждого модуля по направлениям:
«Структурные расстановки»;
«Симптомные расстановки»;
«Работа с парами»;
«Работа методом расстановок в индивидуальном консультировании»;
«Терапия психической травмы»
и других тематических узких специализаций.
В общей сложности программа включает 360 часов:
144 часа теории по выбранному направлению специализации,
144 часа практических занятий с проработкой изучаемых тем после каждого модуля,
72 часа итоговые работы и супервизии.
После окончания III ступени программы по СФТКиСР, учащийся сдаёт итоговую работу и сертификационную супервизию с присвоением квалификации
После прохождения 3-й ступени, если учащийся является дипломированным психологом, врачом, педагогом или социальным работником и ведет активную практическую деятельности не менее 5 лет после получения статуса «специалист», участник программы сдаёт итоговую работу и сертификационную супервизию с присвоением квалификации «Обучающий терапевт СФТКиСР».
Названия и описания
Специалисты по системной расстановке, получившие признание УАСР, имеют право обнародовать свое признание в форме следующей формулировки:
• «специалист по системной расстановке УАСР»;
Обучающие терапевты/тренеры, получившие признание УАСР имеют право обнародовать свое признание в форме следующей формулировки:
• «обучающий терапевт по системным расстановкам УАСР» или
• «обучающий тренер по системным расстановкам УАСР».
Институты/другие организации, проводящие обучение системным расстановкам УАСР, имеют право обнародовать свое признание в форме следующей формулировки:
• «Признанная программа обучения системным расстановкам ( УАСР)» или
• «Программа обучения получила признание в соответствии с образовательными стандартами УАСР».
Кроме того, они включают в свое описание обучающей программы следующее указание:
«По окончании обучения и при выполнении дальнейших условий (см. критерии сертификации УАСР) участники могут ходатайствовать о признании их в качестве специалистов по системной расстановке Украинской Ассоциации Системных Расстановок».