Обучение расстановкам (программа)
Требования к учебной программе «Системно-феноменологическая терапия, консультирование и семейные расстановки» и условия сертификации выпускников
Учебная программа состоит из трех ступеней: две ступени базовой программы и одна ступень повышения квалификации.
В соответствии со стандартами, базовая программа по семейно-феноменологической терапии, консультированию и расстановкам состоит из двух ступеней, которые включают:
3 теоретических модуля первой ступени и 5 теоретических модулей второй ступени;
16 практических групп, по две практики (по 8 часов) после каждого теоретического модуля;
личная терапия: 10 личных расстановок (5 на первой ступени и 5 на второй);
участие в интервизионных группах;
итоговая выпускная работа (40 часов);
сертификационная супервизия (40 часов);
общее количество часов теории и практики составляет минимум 420 часов.
Модуль — это трехдневный учебный семинар, который проводится сертифицированным учебным терапевтом или тренером.
Группа практики — восьмичасовая работа в малых группах (от 5 до 8 человек), где студенты отрабатывают полученные навыки тематического семинара.
Группа практики проводится сертифицированным опытным расстановщиком.
Интервизионная группа — это группа практики, самостоятельно организованная учениками для отработки навыков ведения расстановок, полученных в процессе обучения.
Личные расстановки проводятся у сертифицированного расстановщика. Пять расстановок проходят в процессе обучения на первой ступени и пять — на второй ступени программы.
Темы обязательных личных расстановок:
«Я и моя система»
«Я и мама»
«Я и папа»
«Я и мое системное место»
«Я и отцовская родовая система»
«Я и материнская родовая система»
Выполнение данного пункта является обязательным условием для допуска ко второй ступени.
Супервизии
Итоговая выпускная работа — демонстрационная работа выпускника в роли расстановщика — является допуском к сертификационной супервизии.
Сертификационная супервизия. Выпускник, выполнивший все стандарты обучения, проходит сертификационную супервизию и получает свидетельство в области системно-феноменологической терапии, консультирования и системных расстановок.
Выпускнику присваивается квалификация:
«Специалист» — если он имеет базовое высшее образование в области психологии, медицины, педагогики или социальной работы;
«Стажер второй квалификации» — если такого образования нет, с внесением в реестр сертифицированных расстановщиков Украины.
Сертифицированные учебные терапевты и супервизоры
На территории Украины Украинская Ассоциация Системных Расстановок признает квалификацию учебных терапевтов и супервизоров в лице следующих специалистов:
к.п.н. Светозарова Светлана (Киев/Запорожье) — учебный терапевт и супервизор УАСР;
Крахмалюк Геннадий (Ровно) — тренер-преподаватель по СФТК и расстановкам.
Согласно стандартам УАСР, семинары первой ступени может проводить один преподаватель, семинары второй ступени проводятся не менее чем тремя тренерами. В целом в базовом курсе образовательной программы по СФТК и расстановкам должны участвовать три сертифицированных преподавателя Украины или иностранных государств, имеющих соответствующую квалификацию в своих странах.
I СТУПЕНЬ (модули 1-3)
Общедоступная, ознакомительная ступень, которая дает основы семейных расстановок по методу Берта Хеллингера. Состоит из трех модулей и шести групп практики. После ее прохождения, если ученик является дипломированным психологом, врачом, педагогом или социальным работником, он может использовать полученные знания и упражнения по расстановкам в своей консультационной деятельности, тренингах и семинарах.
Если ученик не имеет профильного образования, он может применять полученные знания в смежных областях, которые не связаны с психотерапией (бизнес, менеджмент, политика и др.).
После окончания первой ступени ученику присваивается квалификация «Стажер первой категории».
Желающие продолжить обучение методу Берта Хеллингера могут продолжить свое развитие в школе HellingerSciencia.
II СТУПЕНЬ (модули 4-8)
Включает основы теории и практики системно-феноменологической терапии, консультирования и расстановок. Состоит из 5 модулей и 10 групп практики (по 8 часов каждая).
После завершения второй ступени выпускник сдает итоговую работу и проходит сертификационную супервизию с присвоением квалификации «Специалист СФТК и СР», если ученик является дипломированным психологом, врачом, педагогом или социальным работником.
Если ученик не имеет соответствующего профильного образования, ему присваивается квалификация «Стажер второй категории».
III СТУПЕНЬ. Повышение квалификации (специализация)
Включает 6 модулей и по 24 часа групп практики после каждого модуля по направлениям:
«Структурные расстановки»
«Симптомные расстановки»
«Работа с парами»
«Работа методом расстановок в индивидуальном консультировании»
«Расстановки снов и сказочных сюжетов»
А также другие узкоспециализированные тематические направления.
В общей сложности программа включает 360 часов:
144 часа теории по выбранному направлению специализации
144 часа практических занятий с отработкой изученных тем после каждого модуля
72 часа итоговой работы и супервизии
По завершении III ступени программы по СФТКиСР ученик сдает итоговую работу и сертификационную супервизию с присвоением соответствующей квалификации.
Квалификация «Учебный терапевт СФТКиСР»
После прохождения третьей ступени, если ученик является дипломированным психологом, врачом, педагогом или социальным работником и ведет активную практическую деятельность не менее 5 лет после получения статуса «Специалист», он сдает итоговую работу и сертификационную супервизию с присвоением квалификации «Учебный терапевт СФТКиСР».
Названия и описания
Специалисты по системной расстановке, получившие признание УАСР, имеют право обнародовать свое признание в форме следующей формулировки:
— «специалист по системной расстановке УАСР».
Учебные терапевты/тренеры, получившие признание УАСР, имеют право обнародовать свое признание в форме следующей формулировки:
— «обучающий терапевт по системным расстановкам УАСР» или
— «обучающий тренер по системным расстановкам УАСР».
Институты/другие организации, которые проводят обучение системным расстановкам УАСР, имеют право обнародовать свое признание в форме следующей формулировки:
— «Признанная программа обучения системным расстановкам (УАСР)» или
— «Программа обучения получила признание в соответствии с образовательными стандартами УАСР».
Кроме того, они включают в свое описание учебной программы следующее указание:
«После окончания обучения и при выполнении дальнейших условий (см. Критерии сертификации УАСР) участники могут ходатайствовать о признании их в качестве специалистов по системной расстановке Украинской Ассоциации Системных расстановок».