Требования к обучающим программам
ПОЛОЖЕНИЕ
об обучающих программах в системно-феноменологическом подходе, которые сертифицируются Образовательным комитетом Украинской Ассоциации Системных Расстановок
Количество модулей
Любая обучающая программа содержит не менее 8 модулей и включает необходимый перечень тем (см. ниже).
Сертификация
Для сертификации участников в Ассоциации необходимо, чтобы в программе участвовало не менее трех преподавателей.
Группы практики
В обучающую программу входит обязательное проведение групп практики под руководством преподавателя или куратора группы практики после каждого модуля, т. е. не меньше 8. Куратором группы практики может быть только сертифицированный УАСР специалист.
Интервизорские группы
Также участники обучающей программы могут встречаться в интервизорских группах для развития навыков системного терапевта. Интервизорские группы служат для самообучения и получения личного опыта в методе системных расстановок, и в них принимают участие только участники обучающей программы. Интервизорские группы проводятся обязательно под руководством модератора, утверждённого преподавателем, в обязанности которого входит составление протокола и контроль за выполнением правил проведения интервизорских групп.
Сертификация
В завершении обучения участники, желающие получить сертификат УАСР, сдают сертификационные работы:
Супервизии могут проводить специалисты с квалификацией супервизора.
- практическая часть — супервизия;
- дополнительно возможна письменная сертификационная работа с описанием 3-х расстановочных работ.
Супервизии могут проводить специалисты с квалификацией супервизора.
КРАТКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОБУЧАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «СИСТЕМНЫЕ СЕМЕЙНЫЕ РАССТАНОВКИ»
Данная программа является программой подготовки расстановщиков в семейном системно-феноменологическом подходе. В результате освоения программы слушатели будут знать:
• основные аспекты системно-феноменологического подхода;
• особенности системного подхода;
• основные системные динамики;
• способы распознавания динамик в расстановке;
• особенности терапевтических отношений: терапевтические позиции, отношения «терапевт-клиент»;
• феноменологию и ресурсы системных расстановок;
• основные порядки в индивидуальном консультировании.
Будут уметь:
• проводить системные семейные расстановки.
• основные аспекты системно-феноменологического подхода;
• особенности системного подхода;
• основные системные динамики;
• способы распознавания динамик в расстановке;
• особенности терапевтических отношений: терапевтические позиции, отношения «терапевт-клиент»;
• феноменологию и ресурсы системных расстановок;
• основные порядки в индивидуальном консультировании.
Будут уметь:
• проводить системные семейные расстановки.
Перечень основных тем
Примерный перечень основных тем, которые должны быть представлены в программе подготовки консультантов в области системно–феноменологического подхода и семейных расстановок
Тема 1. Основы системно-феноменологического подхода
Теория и практика. История системно-феноменологического подхода. Основные понятия, используемые в СФП. Этапы работы с помощью семейной расстановки. Системная связь и привязанность. Баланс «давать – брать» в системе. Порядок в системе и в расстановке. Нарушения порядка. Основные системные динамики. Способы распознавания динамик в расстановке. Клиентский запрос, формы работы с запросом.
Тема 2. Детско-родительские отношения
Порядки, существующие между детьми и родителями. Порядки, необходимые детям для того, чтобы хорошо себя чувствовать. Вина и невиновность в отношениях детей и родителей. Системные переплетения и слепая любовь. Основные системные динамики, возникающие в детско-родительских отношениях. Работа терапевта с такими динамиками. Терапевтические стратегии и тактики при работе с детско-родительскими отношениями.
Тема 3. Партнёрские отношения
Как мы становимся мужчинами и женщинами. Как удаются отношения. История жизни партнеров и их влияние на отношения в паре. Работа с отношениями в паре. Базовые модели расстановок при работе с парой. Преимущество партнёрских отношений перед родительскими. Балансы в партнёрских отношениях. Первые важные отношения. Незавершённые связи. Особенности парных отношений в парах. Предыдущие партнеры. Разводы. Любовные треугольники. Бесплодие. Трудные дети.
Тема 4. Терапевтические отношения
Различные терапевтические позиции: достоинства и недостатки. Терапевт и клиент – встреча и диалог двух систем. Эмпатия, симпатия и апатия в работе терапевта. Поддержка и фрустрация клиента: когда их использовать? Порядки помощи: основные законы оказания консультационной помощи.
Тема 5. Структурные расстановки
Сходства и различия семейных и структурных расстановок. Стратегии терапевта при работе со структурными расстановками. Расстановки внутренних частей и внутренних команд. Свободные элементы в расстановках и способы работы с ними. Скрытые и сжатые расстановки.
Тема 6. Особые области работы с расстановками
Понятие травмы. Кризис и травма. Травма в теле. Утраты. Стадии проживания горя. Работа с симптомами и психосоматическими нарушениями; проблема посттравматического синдрома. Работа с зависимостями. Особенности работы с зависимыми и созависимыми.
Тема 7. Ресурсные расстановки
Творческие методы в расстановке. Клиентский запрос в ресурсных расстановках. Работа с запросом. Поиск ресурсов для клиента. Порядки в ресурсных расстановках. Создание клиентом своего ресурса. Терапевтические стратегии при такой работе. Техники проведения ресурсной расстановки. Сжатые ресурсные расстановки. Использование групповых методов при работе с ресурсными расстановками. Расстановки сказок, снов и творчества. На что обращать внимание в таких расстановках. .
Тема 8. Расстановки в индивидуальном консультировании
Рекомендации и противопоказания для работы расстановкой в индивидуальной терапии. Структура консультативной сессии в индивидуальной расстановке. Запрос клиента и способы его прояснения. Переход от запроса к расстановке. Техники семейной расстановки в индивидуальной терапии. Использование терапевта в качестве элемента расстановки. Работа с проекциями.
Тема 9. Особые виды расстановок
Большие фигуры в системном поле. Жизнь и Смерть. Предки, Сила Рода. Взгляд с позиции больших систем: война, голод, травма потери. Конфликты между народами и культурами. Расстановки с религиозными клиентами.
Тема 10. Особые области работы с расстановками
Основы супервизии с помощью расстановки. Основные модели: супервизия случая, супервизия отношений клиент — терапевт, супервизия организации или коллектива.
Супервизия
Тема 1. Основы системно-феноменологического подхода
Теория и практика. История системно-феноменологического подхода. Основные понятия, используемые в СФП. Этапы работы с помощью семейной расстановки. Системная связь и привязанность. Баланс «давать – брать» в системе. Порядок в системе и в расстановке. Нарушения порядка. Основные системные динамики. Способы распознавания динамик в расстановке. Клиентский запрос, формы работы с запросом.
Тема 2. Детско-родительские отношения
Порядки, существующие между детьми и родителями. Порядки, необходимые детям для того, чтобы хорошо себя чувствовать. Вина и невиновность в отношениях детей и родителей. Системные переплетения и слепая любовь. Основные системные динамики, возникающие в детско-родительских отношениях. Работа терапевта с такими динамиками. Терапевтические стратегии и тактики при работе с детско-родительскими отношениями.
Тема 3. Партнёрские отношения
Как мы становимся мужчинами и женщинами. Как удаются отношения. История жизни партнеров и их влияние на отношения в паре. Работа с отношениями в паре. Базовые модели расстановок при работе с парой. Преимущество партнёрских отношений перед родительскими. Балансы в партнёрских отношениях. Первые важные отношения. Незавершённые связи. Особенности парных отношений в парах. Предыдущие партнеры. Разводы. Любовные треугольники. Бесплодие. Трудные дети.
Тема 4. Терапевтические отношения
Различные терапевтические позиции: достоинства и недостатки. Терапевт и клиент – встреча и диалог двух систем. Эмпатия, симпатия и апатия в работе терапевта. Поддержка и фрустрация клиента: когда их использовать? Порядки помощи: основные законы оказания консультационной помощи.
Тема 5. Структурные расстановки
Сходства и различия семейных и структурных расстановок. Стратегии терапевта при работе со структурными расстановками. Расстановки внутренних частей и внутренних команд. Свободные элементы в расстановках и способы работы с ними. Скрытые и сжатые расстановки.
Тема 6. Особые области работы с расстановками
Понятие травмы. Кризис и травма. Травма в теле. Утраты. Стадии проживания горя. Работа с симптомами и психосоматическими нарушениями; проблема посттравматического синдрома. Работа с зависимостями. Особенности работы с зависимыми и созависимыми.
Тема 7. Ресурсные расстановки
Творческие методы в расстановке. Клиентский запрос в ресурсных расстановках. Работа с запросом. Поиск ресурсов для клиента. Порядки в ресурсных расстановках. Создание клиентом своего ресурса. Терапевтические стратегии при такой работе. Техники проведения ресурсной расстановки. Сжатые ресурсные расстановки. Использование групповых методов при работе с ресурсными расстановками. Расстановки сказок, снов и творчества. На что обращать внимание в таких расстановках. .
Тема 8. Расстановки в индивидуальном консультировании
Рекомендации и противопоказания для работы расстановкой в индивидуальной терапии. Структура консультативной сессии в индивидуальной расстановке. Запрос клиента и способы его прояснения. Переход от запроса к расстановке. Техники семейной расстановки в индивидуальной терапии. Использование терапевта в качестве элемента расстановки. Работа с проекциями.
Тема 9. Особые виды расстановок
Большие фигуры в системном поле. Жизнь и Смерть. Предки, Сила Рода. Взгляд с позиции больших систем: война, голод, травма потери. Конфликты между народами и культурами. Расстановки с религиозными клиентами.
Тема 10. Особые области работы с расстановками
Основы супервизии с помощью расстановки. Основные модели: супервизия случая, супервизия отношений клиент — терапевт, супервизия организации или коллектива.
Супервизия
Группы практики и интервизорские группы
Общие правила проведения групп практики и интервизорских групп.
1. Цель группы практики и интервизионной группы — это прежде всего получение обучающимся ЛИЧНОГО ОПЫТА проведения расстановки. Исходя из этой цели, на группах первоочередно правило — НЕВМЕШАТЕЛЬСТВА в ведение расстановки других участников группы, и особенно тех, кто находится в роли заместителя. Расстановку ведёт участник, взявший роль расстановщика. Также он может предложить ещё одному участнику группы занять место его помощника, ко-терапевта.
2. У группы нет задачи сделать каждую расстановку, найти её решение! Этим занимается только один участник — в роли расстановщика, возможно привлекает только ещё одного — своего помощника.
Основным обучающим моментом для группы является обсуждение ПОСЛЕ проведённой расстановки, где могут рассматриваться различные версии поиска решения, но НЕ ВО ВРЕМЯ ведения расстановки. Обсуждение проводится уважительно, толерантно, не в целях критики, а в целях обучения и расширения видения различных возможностей поиска решения.
3. На группах практики участники работают под руководством преподавателя.
На интервизионных встречах ВСЕГДА утверждается преподавателем модератор группы. Модератор обеспечивает контроль за соблюдением данных правил.
На интервизионной группе могут рассматриваться любые запросы, и ОБЯЗАТЕЛЬНО оформляется отчёт или протокол о проведённой встрече, в котором указывается :
— список участников встречи;
— ФИО модератора группы;
— краткое описание проведенных работ: расстановщик, клиент, запрос, модель, через которую рассматривался запрос, и короткое описание результата.
Протоколы интервизионных встреч подаются преподавателю или куратору группы практики, проверяются им, и при необходимости — комментируются, особенно в случае спорных вопросов.
1. Цель группы практики и интервизионной группы — это прежде всего получение обучающимся ЛИЧНОГО ОПЫТА проведения расстановки. Исходя из этой цели, на группах первоочередно правило — НЕВМЕШАТЕЛЬСТВА в ведение расстановки других участников группы, и особенно тех, кто находится в роли заместителя. Расстановку ведёт участник, взявший роль расстановщика. Также он может предложить ещё одному участнику группы занять место его помощника, ко-терапевта.
2. У группы нет задачи сделать каждую расстановку, найти её решение! Этим занимается только один участник — в роли расстановщика, возможно привлекает только ещё одного — своего помощника.
Основным обучающим моментом для группы является обсуждение ПОСЛЕ проведённой расстановки, где могут рассматриваться различные версии поиска решения, но НЕ ВО ВРЕМЯ ведения расстановки. Обсуждение проводится уважительно, толерантно, не в целях критики, а в целях обучения и расширения видения различных возможностей поиска решения.
3. На группах практики участники работают под руководством преподавателя.
На интервизионных встречах ВСЕГДА утверждается преподавателем модератор группы. Модератор обеспечивает контроль за соблюдением данных правил.
На интервизионной группе могут рассматриваться любые запросы, и ОБЯЗАТЕЛЬНО оформляется отчёт или протокол о проведённой встрече, в котором указывается :
— список участников встречи;
— ФИО модератора группы;
— краткое описание проведенных работ: расстановщик, клиент, запрос, модель, через которую рассматривался запрос, и короткое описание результата.
Протоколы интервизионных встреч подаются преподавателю или куратору группы практики, проверяются им, и при необходимости — комментируются, особенно в случае спорных вопросов.
Методология работы терапевта в расстановках. В течение 8 модулей изучается техника групповой и индивидуальной расстановки, системные расстановки в индивидуальном консультировании, роль заместителя в расстановках, системные расстановки по Хеллингеру, обучение основным динамикам, к примеру переплетения, идентификация и пр. Также изучаются различные виды: работа с травмой, структурные: организационные расстановки. Между модулями обязательна практика, которую проводят обучающие тренеры или кураторы. Обучение расстановкам в Украине возможно очно или онлайн, а также доступно для участников из других стран.